Помню, много лет назад, когда я учился в пятом классе начальной школы, я представлял себя эдаким клоуном нашего класса, который вечно рассказывает шутки и шалит.
Однажды, после одной моей такой гиперактивности, учительница попросила меня остаться после занятий, чтобы поговорить со мной. Я думал, что она собирается наказать меня, заставив остаться после занятий и убраться в классе, или дать мне дополнительное домашнее задание, или, что еще хуже, позвонит моим родителям.
Вместо этого она усадила меня и сказала, что ей очень нравится мое чувство юмора и что это Божий дар. Она спросила меня, нравится ли мне, когда другие дети смеются над тем, что я говорю и делаю. Я сказал да, ведь мне действительно нравилось слышать, как они смеются. А затем она сказала нечто, что очень впечатлило меня.
Она сказала, что мне нужно понимать разницу между тем, когда смеются вместе со мной, и тем, когда смеются надо мной. Затем она поделилась историей из Библии (да, в те годы, когда я ходил в школу, учителя использовали библейские истории, чтобы наставлять своих учеников).
Она спросила меня, знаком ли я с Исааком и Измаилом. Я сказал ей: конечно, да. Исаак и Измаил были двумя сыновьями Авраама. Исаак родился у Сарры, а Измаил родился у Агари. Затем она продолжила делиться со мной тем, чем я собираюсь поделиться сейчас с вами.
Родив Исаака, Сарра изрекла особое провозглашение над ним, которое мы можем прочесть в книге Бытие 21:6:
«И сказала Сарра: «смех сделал мне Бог!» Каждый, кто услышит, будет смеяться вместе со мной» (дословно с англ.).
Обратите внимание на то, что, радуясь рождению Исаака, Сарра говорит не только о том, что Бог рассмешил ее, но и о том, что каждый, кто услышит об Исааке, «будет смеяться вместе с ней». Другими словами, Сара надеялась, что каждый, кто услышит об Исааке или встретит его, разделит ее радость и смех.
Однако, как мы читаем далее, был такой момент, что вместо того, чтобы смеяться с Саррой из-за Исаака, некто смеялся над самим Исааком. Об этом можно прочитать в Бытие 21:9:
«Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается…»
Если мы посмотрим на еврейское слово, переведенное в этом тексте как «насмехаться», то с иврита оно означает «смеяться над» или «высмеивать».
Но корень в этом еврейском слове такой же, как и у слова «смех».
Здесь мы видим библейский пример противопоставления смеха вместе с кем-то и смеха над кем-то. Как верующие, мы всегда хотим, чтобы окружающие видели нашу радость и смех, и переживали это вместе с нами, особенно смех. Однако слишком часто наши слова и действия заставляют окружающих смеяться над нами, а не вместе с нами.
Очень важно, чтобы наше свидетельство, наши слова, наши действия способствовали тому, чтобы окружающие присоединялись к тому, чтобы смеяться вместе с нами. В конце концов, Сарра смеялась по причине чудесного Божьего благословения в ее жизни, которое было на самом деле «жизнью из омертвевшего» — ведь они с Авраамом уже оставили позади детородные годы жизни, когда родился Исаак.
К сожалению, слишком часто наше свидетельство, наши слова и наши действия заставляют людей смеяться над нами, а не вместе с нами. Прошу, запомните, что Измаил именно смеялся над Исааком вместо того, чтобы смеяться вместе с ним, и это вызвало разделение в семье Авраама, и правда в том, что у нас между верующими и так слишком много разделений внутри тела Мессии, чтобы наши действия или слова вызывали еще больше разобщение.
Поэтому, давайте веселиться, давайте провозглашать чудеса Божии, давайте радоваться и смеяться друг с другом, а не друг над другом, чтобы наблюдающие за нами люди тоже начали смеяться вместе с нами, а не над нами.
Эрик Токайер mycharisma.com, перевод Юлия Окерешко ieshua.org