Хотелось бы начать проповедь со слова к мужчинам. Библия обращается в основном к мужьям. Именно мужьям поручено учить своих детей, они должны быть победителями. Бог показал в Слове путь, что нужно делать, чтобы в твою жизнь пришла мудрость, а с ней и благословения. Для мужей особым местом Писания является Псалом 1, а для жен — 31 глава из Книги Притчей. Но обо всем по порядку.
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой вовремя свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:1-3).
Если у вас есть сыновья, то молитесь, чтобы этот псалом работал и в их жизни. Чтобы было благословение с юных лет, и таланты от Бога были высвобождены. Чтобы премудрость совершала великие славные дела в нашей жизни.
Господь определил не ходить на совет нечестивых, не сидеть в собрании развратителей, то есть не находиться там, где Бога нет. Я не хожу туда, где нет Господа, и мне все равно, что скажут родные или близкие. Уходите, если слышите сплетни, скандалы — не принимайте никогда поношения. Не занимайтесь пустословием, многословием, от которого нет прибытка, а только один вред. Это убивает семена мудрости. В целом, посмотрите, с кем вы общаетесь, что для вас ценно и почему вас влечет к этому. Если это общение не созидает тебя, не позволяет двигаться вперед, то отойди от этого человека.
Общайтесь с мудрыми. Ищите тех, кто имеет благословения, спрашивайте, что они делали для этого. Мудрые люди обычно очень целеустремленные. Я ездил на встречи с людьми, которые преуспевали в Божьем деле. Для этого я жертвовал чем-то: временем, финансами. Да, мудрость нужно искать, о ней надо размышлять, а еще приобретать, покупать, чтобы она действительно стала для тебя драгоценностью и начала вести тебя, изменяя всё в твоей жизни.
Фактически все Писание учит нас мудрости Божьей:
«Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение» (Прит. 14:8).
«Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» (Еккл. 8:1).
«Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» (Пс. 33:6).
А примеры из Писания — это прообразы для нас, как нужно поступать.
«Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его — глупость, (а) конец речи из уст его — безумие. Глупый наговорит много, (хотя) человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?» (Еккл. 10:12-14).
«Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Прит. 18:21).
В книге пророка Даниила написано, что были тяжелые времена для Израиля. Царь Иудейский Навуходоносор пленил Иерусалим. Юношей и девушек забирали из семей, чтобы они служили царям или при храмах. В их числе были Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Царь наказывал слугам давать им пищу, которую сам ел. Их воспитывали, обучали три года, чтобы они могли предстать в царском обществе. В разных народах всевозможная пища посвящалась различным богам как жертва. Но эти юноши решили не есть ее, чтобы не оскверниться. Они попросили, чтобы их просто кормили овощами. И Бог дал им знание, а Даниилу — способность понимать и толковать видения и сновидения.
«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего. И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех [отроков] не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» (Дан. 1:1-21).
Что произошло с Даниилом? У него была мудрость, он мог толковать видения и сновидения, и те мудрецы, которые находились рядом с царем, позавидовали ему и решили уничтожить Божьего человека. Они узнали, что он трижды в день преклонял колени в своей комнате, молясь своему Богу и вознося хвалу. Тогда был издан царский указ, запрещающий поклоняться другому Богу, иначе смерть. Но Даниил продолжал молиться и поклонялся Богу. И Господь его ещё более возвысил. Через это испытание, страдание пришла еще большая мудрость!
Посмотрите внимательно, где вы остановились сейчас, что делаете не так, где глупость привязалась к вам. Поэтому просите, чтобы Дух Святой показал, где глупость удерживает.
Бог избирает немудрое. Все таланты, способности исходят от Него.
«Ибо (только) Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).
«Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6).
А теперь место Писания для жен. Это гимн женщине. Такой Бог хочет видеть каждую жену:
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит. 31:1-31).
«Как найти хорошую жену, она дороже любых самоцветов, уверено с ней сердце мужа, с ней он не будет в убытке, платит она добром, а не злом, во все дни жизни своей. За шерсть берется, за лен ли, ищут работы ее ладони. Она как корабль торговый, пропитание добывает вдалеке, и ещё ночью она уже встала, чтобы было чем кормить семью, чем было занять служанок. Присмотрит поле и купит его, разведет виноградник, трудом добыв средства. Мощью опоясаны ее бедра, сила ее в руках, видит, что хорошо идет торговля, не гаснет в ночи ее светильник, руки ее тянутся к прялке, пальцы ее не отпускают веретена. Ладонь ее раскрыта для нищего, рука протянута несчастному, снегопад семье ее не страшен, семья одета двойной тканью, себе она мастерит наряды, лен и шерсть багряную одежду. Знают мужа ее у городских ворот, сидит он среди старейшими своей земли. Шьёт она рубахи на продажу, пояса для купцов ханаанских, облекается в силу и достоинство, и радуется наступающему дню. На устах ее слово мудрости, наставления благие на языке. Следит за тем, как идут дела дома, не даром ест свой хлеб. Поднимаются дети и славят ее, муж ее не нахвалится, много было достойных жен, но ты превзошла их всех. Обаяние лживо, пуста красота, но хвала жене, которая боится Господа. Воздайте же ей по заслугам, у ворот городских дела её восхваляйте» (евр. перевод).
Написано 3000 лет назад. Это то, что Бог желает видеть в нас и сегодня. Добродетель – с еврейского переводится как «жена силы». Сила нужна для того, чтобы это делать.
Это благословение, которое Бог приготовил, — и для мужа, который должен искать день и ночь, и для жены, ее светильник и ночью не гаснет. Чтобы войти в благословения, надо много приложить усилий и стараний, это не приходит просто так.
«Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души» (Прит. 11:30).
«От плода праведности вырастает древо жизни, и мудрец покоряет сердца людей» (евр. перевод).
Писание говорит, когда мудрость есть, ты покоряешь сердца, и рядом находящиеся с тобой люди изменяются.
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:14-18).
Мудрость – это плоды. Иисус учил, что нас по плодам узнают. Есть дела плоти и плоды духа:
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:19-26).
Я долго не понимал, как распять свою плоть. И приходилось прилагать усилие и старание, поститься, молиться, чтобы плоды духа стали приходить в мою жизнь. Я много лет молюсь: «Господь, всё, что не Ты насадил в моем сердце, Дух Святой, помоги мне всё это отсечь, удалить, чтобы Божье совершилось, состоялось!».
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иисус Навин 1:8).
«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение» (Прит. 21:5).
«Те, кто старается, все равно достигают изобилия» (ев. перевод).
Многие размышляют, где деньги найти, а я вам говорю: премудрость ищите! Думаете, как исцелиться? А я вам говорю: премудрость ищите!
«Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3:12).
Бог хочет исправить нас. Если у тебя нет мудрости, то деньги придут и быстро разлетятся. А мудрость подскажет, что дальше делать, куда вложить, чтобы подниматься вперед. Для нас источник — Бог. И Он — источник премудрости, чтобы мы искали, стремились. Как это работает? Если ты выбираешь искать мудрости Божьей, то будешь более успешным среди остальных – пасторов, врачей, строителей. Начальствующим особенно нужна мудрость, что делать, как управлять. Если это от Бога, то Он сделает тебя лучшим в своем деле, поднимет. Он дает особый талант, особое излияние, помазание, чтобы ты являл славу, Божий свет.
Сделайте этот год годом прорыва! Только нужно изменить образ мышления. Нужно ломать силу привычек, образа жизни. Пусть каждый сам выбирает: или вы будете убивать свои годы, свою жизнь, надеясь на кого-то, или искать мудрости Божьей. Только Он знает, что для тебя приготовил. Только Он знает, что ожидает тебя в будущем.