Это случилось в Мюнхене через два года после войны. Христианская писательница Корри Тен Боом приехала Германию с миссией примирения. Она, жертва нацистов, потерявшая всех родных в концлагере Равенсбрюк (они были брошены туда за спасение евреев) и сама выжившая лишь чудом, взяла на себя эту трудную задачу — нести весть о Божьей любви и всепрощении разочарованным, потерявшим жизненные ориентиры немцам. Но такого испытания она не ожидала…
«Я видела, как он направляется ко мне через толпу. Это был один из охранников — один из самых жестоких охранников.
«Прекрасная речь, фройлин! Как приятно узнать, что, как вы говорите, все наши грехи покоятся на дне морском!»
И я, так убедительно говорившая о всепрощении, шарю в сумочке, вместо того, чтобы подать ему руку! Он, конечно, не помнит меня, но я вспоминаю его, и кожаную плеть, свисающую с его пояса.
«Я стал христианином, — продолжает он, — Я знаю, что Бог простил мне все жестокости, которые я творил в Равенсбрюке, но я хотел бы это услышать также из ваших уст, фройлин. Простите ли вы меня?» Опять протянутая рука…
И вот я стояла — я, чьи грехи были прощены — и не могла простить. Может ли одна просьба стереть медленную мучительную смерть моих близких? Но я знала, что должна была сделать это — и не только потому, что такова заповедь Господа. После окончания войны я жила в Голландии, в доме для жертв нацизма. Те, кто был в состоянии простить своих бывших врагов, смогли вернуться во внешний мир и заново построить свою жизнь, невзирая на физические раны. Те же, кто лелеял свое озлобление, остались инвалидами. Вот так это было — просто и страшно.
Я стояла, не двигаясь. Холодом было наполнено мое сердце. Но я знала, что прощение – это не эмоция, это акт воли, а воля должна действовать независимо от температуры сердца. «Господи, помоги!» Механически, как деревяшку, я вложила свою руку в руку, протянутую мне. И когда я сделала это, произошло невозможное. По моей спине, потом вниз по руке, и, наконец, через наши соединившиеся руки пробежал ток тепла. Казалось, это целительное тепло наполнило все мое тело. Из моих глаз потекли слезы…»
Нет, это не актерское мастерство и не самообладание, достойное разведчика, — это нечто гораздо большее. Возможно ли это – управлять не просто выражением лица, но живыми и глубокими чувствами?
Для греческих мудрецов идеалом была «апатия» — бесчувствие, полное спокойствие. Но ведь не для этого Бог одарил нас богатейшей палитрой самых разнообразных чувств. Любовь, радость, безмятежность, блаженство, счастье и веселье обогащают нашу жизнь, разбавляя черно-белые тона, делая мир более красочным. Боль, страх, зависть, гордость, стыд и ревность толкают нас к действию, помогают собраться с силами, обратить внимание на проблемы. Дело лишь в том, чтобы научиться управлять ими, сдерживать отрицательные эмоции и сохранять положительные.
Эмоции непостоянны, как весенняя погода. Они непоследовательны, субъективны и капризны. Они зависят от уровня гормонов (особенно в подростковый период) и вообще колеблются с раннего утра, когда мы полны энергией, до вечера, когда уже устали. Женщины в этом плане — существа особенно эмоционально нестабильные, так как количество гормонов «пляшет» у них постоянно.
Однако любой плод имеет свой срок для созревания. Так бывает и с эмоциональной зрелостью. Тогда мы, при желании, имеем способность перебороть эфемерные чувства и управлять своим поведением с помощью разума и воли. Эмоции могут «кипеть» внутри нас, и при этом они будут под строжайшим контролем, как ядерный реактор. Главное при этом направить их не на разрушение, а на созидание.
К примеру, гнев — это эмоциональная реакция, которая сопровождается изменением деятельности всего организма. Наше тело готовится к активным действиям, и бесконтрольное освобождение этой энергии может причинить много зла окружающим, при этом зачастую не устраняя причину бедствия.
Но при «правильном обращении» отрицательные эмоции могут быль полезны. Они помогут адекватно отреагировать на ситуацию, аккумулировать свои силы и направить их на разрешение проблемы. Так, возмущение, последовавшее за очередным враньем ребенка, укажет на то, что мы что-то упустили в его воспитании. Замкнутость супруга и вызванная этим тоска показывает, что отношения дали трещину и необходим срочный ремонт.
Жаль только, что разум наш, который, по идее, должен бы управлять чувствами, тоже имеет свои пределы. Как-то Альберт Энштейн, далеко не обделенный разумом человек, спросил у своих лучших студентов: «Как по-вашему, какой процент от полного познания Вселенной имеете вы?» Студенты, немного поспорив, сошлись на том, что примерно 2%. Пожилой физик ответил: «Я считаю, что ваши предположения завышены, но 2% я приму». И добавил: «Теперь ответьте, каков шанс того, что в остальных 98% существует Бог?» Такой вот вопрос интеллектуала… А самое грустное, что, чем важнее решение, которое нужно принять или задача, которую нужно решить, тем больше эмоции влияют на разум, а не наоборот. Именно поэтому самый опытный хирург не возьмется оперировать собственного ребенка. Так что не стоит переоценивать разум — это не слишком-то надежный и точный прибор.
Но, к счастью, Бог дал нам не только тело и разум. Есть еще одна из сторон восприятия мира — это духовность. Она не зависит от приложенных усилий и развивается самостоятельно, находясь в прямой зависимости от степени нашего доверия Богу. Разумеется, все три сферы человеческого естества взаимосвязаны. Мы не можем быть в одно и то же время духовно стойкими и эмоционально нестабильными. Чтобы достичь эмоциональной зрелости, можно раскрыть и дать развиться помимо разума и нашему духовному потенциалу. Главное средство для этого — молитва. Дух Святой поможет увидеть все проблемы под другим углом, если попросить Его об этом.
Как правило, можно выделить три основных источника для возникновения отрицательных эмоций: боязнь потерять уважение окружающих и вслед за этим всякое самоуважение, страх перед будущим или нерешенная проблема из прошлого. Но когда центром жизни становится Бог, мы перестаем искать свою ценность в глазах окружающих, или в собственных. Он исцеляет наше прошлое и дает уверенность в будущем. Когда нас обидели или не оценили наш труд, все наши переживания покроет Божья любовь. Это называется самодостаточность — следствие богатого внутреннего мира. Мы учимся по-новому относиться к себе при виде того, насколько ценны для Него.
Александр Солженицын, человек, достигший эмоциональной зрелости, сказал: «Живите с полным превосходством над жизнью — не пугайтесь беды и не томитесь по счастью, все равно ведь: и горького не до века, и сладкого не дополна».
Виктория Чикаловец