Бог имел разные взаимоотношения с человечеством в разные периоды истории. На языке теологов эти периоды называются эпохами. Вначале был период патриархов, когда Бог имел дело лично с отцами семейств. Затем был период, когда Бог поместил народ Израиля под закон и взаимодействовал с ним через закон, в то время они имели храм и священство. И, наконец, наступил период, в котором мы с вами живем, эпоха Благодати, эпоха Евангелия, провозглашения Благой Вести Божьей каждому человеку, и это требует личного отклика от каждого, кто слышит ее. Однако во все эти разные периоды было одно неизменное требование: СЛУШАТЬ ГОЛОС БОЖИЙ.
В этой связи я делюсь с вами несколькими очень сильными отрывками из Ветхого Завета, так как они, соединенные вместе, имеют очень большое значение. Исход 15:26: «… если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой». «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего…» Ваше постоянное и внимательное слушание голоса Господа Бога является гарантией постоянного здоровья. Господь становится вашим личным Врачом. Затем мы читали слова, сказанные Израилю Господом с горы Синай, когда Он привел их туда для того, чтобы заключить завет с ними. Исход 19:5-6: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым..».
Послушание Его голосу введет людей в особые взаимоотношения с Ним, сделает их особым родом людей, царством священников, святым народом. Что было самой большой проблемой Израиля? Мы можем указать на многие внешние плоды этой проблемы в дальнейшей истории Израиля, но корень проблемы показан здесь: они не слушали и не приклоняли уха своего. Обратите внимание: все было связано со слухом. Они не просто не слушали, они не приклонили своего уха. Они не слышали голоса Господа, Бога своего. Они не принимали того, что Бог имел для них. Они совершенно упустили Божью цель и Его план. Я хотел бы подчеркнуть настолько сильно, насколько это возможно: если вы действительно хотите принадлежать Господу, ходить Его путями, наслаждаться Его благословениями, то вот что Он говорит вам (точно так же, как Он говорил Израилю): «СЛУШАЙСЯ МОЕГО ГОЛОСА, И Я БУДУ ТВОИМ БОГОМ, А ТЫ БУДЕШЬ МОИМ НАРОДОМ». Теперь мы перейдем к учению Иисуса в Новом Завете. И я хочу, чтобы вы увидели, что совершенно не изменилось это жизненно важное, ключевое значение СЛЫШАНИЯ ГОЛОСА ГОСПОДА. Вот что Он говорит о взаимоотношениях, которые существуют между пастухом и его овцами, то есть между Господом и теми, кто является Его народом. Иоанна 10:3-5: «…Ему (пастуху или пастырю) придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их…» Что является отличительной чертой овец Иисуса? — То, что они слышат голос своего Пастыря… «…и когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его…» В чем сущность наших взаимоотношений с Господом Иисусом? — Мы следуем за Ним. А почему? — Потому что мы знаем и слышим Его голос. «…за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Все основывается на слышании и знании голоса Господа. Его овцы, Его народ распознает Его голос и следует за Ним. Он не следует за обманщиками, за лжепророками и лжеучителями, потому что это не голос Господа. Его народ знает голос Господа, он не будет обманут лжеучителями. Затем говорится о тех израильтянах, которые верят в Него. Немного дальше, в Иоанна 10:16, Иисус говорит о тех, кто будет верить в Него из других, языческих народов: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора…» То есть те, которые не являются евреями. «…и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». Каждый получает по вере своей, а правильная вера приходит только от слушания голоса Божьего. Многие люди хотят иметь веру, борются за обретение веры, ищут ее везде, но не находят, потому что ищут не там. Они не открыли для себя секрета получения веры. Вера приходит от слышания Божьего голоса. Об этом мы можем прочитать в Послании к Римлянам 10:17: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Или, как сказано в другом переводе: «…от слышания слов Христа». Итак, вера приходит… Вера приходит от слышания… Вера приходит от слышания Божьего голоса. Мы должны понимать, что в греческом Новом Завете есть два разных слова, которые на наш язык переведены как «слово». То, что обычно переводится как «слово», в греческом оригинале имеет два разных аналога: «логос» и «рема». И если вы не увидите разницу между ними, то вы не поймете, что имеется в виду. Давайте сначала рассмотрим слово «логос». «ЛОГОС» — одно из концептуальных понятий греческого языка. Позвольте заметить, что я изучал греческий язык с десятилетнего возраста и имею право преподавать его на университетском уровне. Я упомянул об этом лишь для того, чтобы вы могли довериться моему трактованию, ведь я имею некоторое представление о том, о чем говорю. Итак, «логос» — это одно из концептуальных понятий греческого языка, оно имеет много разных значений. Оно может обозначать «разум», «мысли», «рассудок», «совет». Значение этого слова очень обширно. В Библии «логос» подразумевает «разум Божий», «совет Божий», «Божьи конечные замыслы».
Послушайте, что говорит Давид в Псалме 118:89: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах…» Другой перевод говорит: «Твое слово, о Господь, вечное. Оно стоит твердо на небесах». Это Божье слово – ЛОГОС — Его предвечный совет. Оно не изменяется. Оно находится вне времени. Оно на небесах. Оно утверждено навеки. От начала и до конца оно находится там — все время, всегда. Это разум, совет и замыслы Божьи. Логос как разум Божий, выразился в личности. В Евангелии от Иоанна 1:1-2 сказано следующее: «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Оно было в начале у Бога. Таким образом, Иисус является выражением логоса. Он является предвечным полным советом, замыслом и разумом Божьим. Вы помните слова Иисуса в Книге от Иоанна 14:9: «Видевший Меня видел Отца». Иисус представлял Собой Отца в точности, все, Кем является Отец: все дела Отца, всю волю Отца, весь замысел, весь Его план. Это слово «логос», и оно утверждено навечно на небесах. Оно не может быть изменено. Оно вечно. Слово «РЕМА» имеет другое значение, хотя, конечно, его значение временами пересекается со значением слова «логос». Но «рема» в большей степени означает сказанное слово. Слово не может быть рема до тех пор, пока оно не сказано. Божье слово «логос», Божий разум утвержден на небесах навеки. Не имеет значения, сказано оно или нет, оно находится там, оно вечно. Но рема — это только то слово, которое было сказано. Послушайте, что говорит Иисус в Матфея 4:4: Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом (рема), исходящим из уст Божиих». Всяким рема, исходящим из уст Божьих, всяким произнесенным словом. Мы не можем познать Божье слово логос, разум Божий, замыслы Божьи до тех пор, пока Бог не проговорит свое слово и оно не станет рема. Поэтому человек живет всяким словом (рема), исходящим из уст Божьих. Весь разум Божий передается нам по частям, насколько мы способны принять. Это рема за рема, одно слово за другим. Таким образом, Иисус говорит, что Бог имеет рема на каждый день: «Не хлебом одним будет жить человек, но каждый день произнесенным словом Божьим, словом «рема», исходящим из уст Божьих, которое будет его порцией на каждый день». Итак, есть различие между «логос» и «рема». Логос вечен и неизменен, и находится на небесах. Рема сходит с небес для меня лично; это слово, которое я слышу, которое было произнесено. Если Бог не проговорит слово, то мы не сможем услышать его. Мы не можем слышать логос, оно вечно, это весь разум Божий на небесах. Но мы можем слышать рема, которое приносит небольшую часть всего Божьего разума, Его мысли. Ту часть, в которой лично мы нуждаемся в данный момент. И от слова рема появляется вера. Надеюсь, я никого не обижу, но Писание не говорит, что вера приходит от чтения Библии. Хотя многие люди думают, что вера приходит от чтения Библии. Давайте будем честными, очень часто, когда вы читаете Библию, у вас не появляется от этого вера. Вы просто читаете черные буквы на белой бумаге, и вы можете читать Библию часами, но веры у вас от этого не прибавится. Но в другой раз вы открываете Библию, и один стих просто выпрыгивает со страниц, и вы говорите: «Это оно! Это то, что Бог говорит мне прямо сейчас». Я не смог бы подсчитать, сколько раз это случалось в моей жизни. Порой я просто открывал свою Библию наугад, Дух Святой фокусировал мое внимание на каком-то стихе, и Бог говорил: «Вот то, что тебе нужно. Это Мое рема для тебя!» И когда вы слышите рема, это намного больше, чем чтение Библии. Это личное слово Божье. Это Божий голос, говорящий вам. И от слышания произнесенного слова Божьего приходит вера. Как видите, все вращается вокруг слышания голоса Божьего. Вы помните: «Слушайся Моего голоса, и Я буду твоим Богом» и «если будешь внимательно слушать голос Господа, тогда ни одна из этих болезней не постигнет тебя». Послание к Римлянам 10:17: «Вера от слышания, а слышание от слова (рема) Божия». И здесь есть элемент ожидания. Слышание обычно требует времени, как правило, это не происходит мгновенно. Мы должны настроить свое сердце, свой разум, правильно настроить себя для того, чтобы что-то услышать. Мы должны настроить себя на чтение Библии или слушание проповеди. Мы знаем, что иногда слова как будто отскакивают от нас. Важно иметь правильное отношение к этому, особый настрой — нужно убрать все помехи, все посторонние мысли и настроиться на слушание Божьего голоса. Только при таком отношении мы получим веру. Мы можем сидеть и читать Библию или слушать проповедь, и вдруг внутрь нас как бы приплывают слова. После этого мы приходим в особый внутренний покой. Наш разум отдыхает. Наши загруженные мыслительные процессы приостанавливаются. Мы слушаем, и из этого слушания приходит вера. Я хочу посоветовать вам тренироваться слушать Божий голос, развивать эту способность слушать. Будьте открыты к тому, что Бог хочет сказать вам лично. Божий голос всегда соответствует записанному Божьему Слову. То, что Он говорит, — всегда будет соответствовать Писанию. Бог оживит для вас Свое записанное Слово Святым Духом. Именно так приходит вера — через слышание голоса Божьего.
Исповедовать — это говорит своими устами то же самое, что и Бог. Или иными словами, привести слова ниших уст в согласие с тем, что Бог уже сказал. Говорение является естественным способом выражение веры. «Вера которая молчит — верой не является. Уста являются тем каналом, через который течет содержимое сердца. Исходящее из уст говорит о содержимом сердца.
Дерек Принс, отрывок из книги «Как слышать голос Божий».