Нравственное сознание в той или иной форме присуще всем людям без исключения. Интуитивная способность человека к нравственному суждению связана с понятием «совесть». «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римлянам 2:14,15).
Сама этимология слова «совесть» (со-весть – «совокупная весть», «совместное ведение») указывает на всеобщность этого понятия. Нравственные принципы едины и для каждого человека в отдельности, и для совокупности людей, и для всего человечества в целом. Они отражают благой характер Бога. Если наши действия не соответствуют этим абсолютным принципам (а такое наблюдается постоянно), проблема не в принципах, а в нас самих.
Отцы Церкви называли совесть «голосом Божьим в душе человека». И это определение, на первый взгляд чисто образное, прекрасно показывает суть проблемы. Действие совести включает три составляющие – объективную («Божий голос»), фактическую (обстоятельства) и субъективную («душа человека»). Вспомним, как пророк Нафан обличал царя Давида, когда тот соблазнил Вирсавию и убил Урию Хеттеянина, мужа ее (2 Царств 12:1-13).
Объективная составляющая совести, то самое «совместное ведение», проявляется в словах Давида: «Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это». Фактическая составляющая оказывается для царя неожиданной: «И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек». Вот здесь-то и проявляется субъективная составляющая: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом».
Давид – человек по сердцу Божьему (1 Царств 13:14, Деяния 13:22). Согрешив как человечек, он, обличаемый совестью, принимает Божью оценку своего поступка. Но так бывает далеко не всегда. По причине греха совместность нравственного знания утрачивается. Писание говорит, что совесть падшего человека оскверняется (1 Коринфянам 8:7; Титу 1:15). Она может и вовсе быть сожженной (1 Тимофею 4:2). В этом случае субъективная составляющая совести вступает в конфликт с объективной: «И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Бытие 4:9). О таких говорят: «ни стыда, ни совести».
И стыд, и совесть выполняют функции защиты человека на уровне чувств и сознания, подобно тому, как боль защищает наше тело физически. Мы можем испытывать удовольствие, грея ладони у костра, но тут же одергиваем руку, едва коснувшись кастрюли с кипятком. В обоих случаях механизм воздействия тот же – тепло. Но если степень воздействия превышает допустимый уровень, мы и осознать-то ничего не успеваем, а мгновенная реакция организма уже предупреждает наше тело об опасности, защищает от саморазрушения. Или когда болит какой-либо орган, например – зуб, мы получаем сигнал: имеется проблема, нужно что-то предпринимать. Может быть это и звучит парадоксально, но мы должны быть благодарны Творцу за дар боли, хранящей наше тело.
Аналогичным образом, представьте: ваш взгляд случайно зацепился за витиеватый почерк в чьих-то личных записях. Но заметив, что хозяин заметок не сводит с вас глаз, вы тут же покрываетесь краской – стыд предупреждает: мы переходим грань допустимого.
Или, экстренно покидая здание гостиницы, когда сработала пожарная сигнализация, вы действуете строго в соответствии с инструкцией, прикрепленной к двери вашего номера. Но стоит лишь вспомнить, что вы видели, как в соседний номер заселялся инвалид-колясочник, неспособный сделать того же самостоятельно, вы понимаете: поступив по правилам, вы проступаете неправильно. Совесть подскажет вам: нужно оказать помочь тому, кто нуждается в ней.
И боль, и стыд, и совесть – защитные механизмы, которыми Создатель наделил нас для нашего же блага. Но грех способен извратить любой дар, и в падшем мире люди могут порой наслаждаться болью, или, что бывает куда чаще, – получать удовольствие, причиняя боль кому-то еще или же наблюдая, как это делают другие. Воистину, павший человек не стал подобен животному. Он – куда страшнее.
https://www.invictory.org/articles/spirituality/33629-styd-i-sovest