Почему так сложно жить по-новому.
Чип Ингрэм,
Ефесянам 4:17-24
Очень часто в общении с верующими людьми (особенно, когда мы переходим от поверхностных разговоров к более глубоким), я слышу от них один очень важный вопрос. Его не задают сходу. Мы садимся за столик, выпиваем по чашечке кофе и начинаем делиться своими духовными переживаниями. Когда наступает очередь моего собеседника, он прокашливается, оглядывается по сторонам и, наконец, задает этот важный вопрос. Обычно я могу его предвидеть. Разные люди формулируют его по-разному, однако те, кто вырос в нашей культуре и уже имеет некоторый стаж христианской жизни, практически всегда его задают — и начинают со следующего «вступления»:
«Послушай меня. Я все понимаю. Я понимаю, что был грешником и шел против святого Бога и что Христос пришел на землю, умер за меня, а потом воскрес из мертвых. На кресте Он заплатил за мой грех, верно?»
Я уже чувствую, к чему он клонит, поэтому просто киваю головой.
«Я знаю, что это дар Божий, — мы спасены благодатью по вере. В прошлом месяце (или в прошлом году, или двадцать три года назад) я искренне пришел к Богу. Я услышал евангелие, поверил во Христа и в то, что Он совершил на кресте. Я попросил Господа Иисуса, чтобы Он вошел в мою жизнь. И я действительно этого хотел! После этого я ощутил радость и мир. Бог начал действовать в моей жизни. Мои устремления начали изменяться, и я от всего сердца хотел жить для Христа. Я стал читать Библию и узнал, что Божья воля относительно меня состоит в том, чтобы я жил в святости и уподоблялся Христу. Внезапно я ощутил противоречие в своем сердце и своей жизни. Я хотел поступать правильно, но продолжал поступать неправильно. В “неудачные дни” я задавал себе вопрос: “Насколько искренне я покаялся? Действительно ли Христос живет во мне?” А в “удачные дни”, когда все шло хорошо и я “горел” для Бога, я начинал ощущать свое превосходство. Я был недоволен тем, что другие люди не такие “духовные”…»
Тут мой собеседник вздыхает. Я выжидаю. Скоро прозвучит тот самый вопрос.
Когда он, в конце концов, звучит, это выглядит так, будто мой собеседник толкает в гору тяжеленный камень и боится, что тот покатится назад и раздавит его. «Как жить в святости? Как выражать свои новые отношения со Христом в повседневной жизни? Я хочу поступать правильно, и я уже почувствовал Божье присутствие в своей жизни. Но я чувствую себя полным неудачником, без всякой надежды на изменения к лучшему».
Мне знаком этот вопрос. Мне также знакомы стоящие за ним разочарование и чувство вины. Я сам испытал нечто подобное на своем духовном пути. Я не был верующим с детства и до восемнадцати лет Библию не читал. Я начал христианскую жизнь, зная только то, что я — грешник, а Христос — мой Спаситель. В первые месяцы после обращения ко Христу мне было очень тяжело. Я часто чувствовал себя настолько подавленным и виноватым, что готов был все бросить. Христос дал мне новую жизнь, но я не знал, что с ней делать. Чтобы жить новой жизнью, мне нужно было сначала отыскать в себе, а затем оставить некоторые привычки «гусеницы», то есть моего ветхого человека. Но как?! Если откровенно, иногда мне даже не хотелось знать как! Чтобы жить в святости, мы должны осознавать, что все мы несем с собой багаж нашего старого разрушительного образа жизни. И хотя этот багаж и эти проблемы есть у всех, Бог предлагает нам выход.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Как только вы принимаете Христа, Бог объявляет вас праведным и навсегда принимает в Свою семью. И тут начинается процесс, который Библия называет освящением. Та же благодать, которая спасла вас, начинает помогать вам жить по вере каждый день. Этот процесс освящения, или духовного роста, едва ли бывает простым и гладким. Обычно он протекает неравномерно, со многими осложнениями. Ваш любящий Отец начинает показывать вам, в повседневной жизни, что означает пребывать в единстве со Христом. Он терпелив к вам. Он знает ваши взлеты и падения, знает, что, учась быть похожими на Христа, вы часто делаете три шага вперед и два назад. Со временем ваша жизнь меняется. Дух Божий начинает изменять ваши мысли, поступки, слова и убеждения. Любовь Христова движет вами, и вы становитесь все более святым и целостным человеком. Говоря «святым», я не имею в виду, что вам нужно носить повсюду большую черную Библию, приклеить на свою машину наклейку «Слава Господу!» и стать занудным ханжой. Хоть некоторые считают, что это и есть святость, Библия учит другому. Быть святым — значит быть похожим на Христа. Тогда люди почувствуют вашу любовь и потянутся к вам. Вот это и есть настоящее преображение.
Однако слишком часто этот процесс представляют слишком упрощенно или (что еще хуже) слишком «духовно». Мне доводилось читать книги и слышать выступления людей, которые учили, что все происходит легко и автоматически. Но Библия говорит, что освящение, или духовное преображение, сопровождается тяжелой внутренней борьбой. Оно требует напряжения. Но та же благодать, которая спасла вас через дар смерти и Воскресения Христа, дает вам силу сказать «нет» мирским страстям и греховному образу жизни. Та же благодать постепенно учит вас говорить «да» Богу и жить правильной, сдержанной, чистой жизнью. Жить в чистоте посреди грешного мира очень сложно, что ни говори. Но это возможно. И, что замечательно, Бог дал нам все необходимое для такой жизни. Если вам пока сложно понять, как происходит духовный рост, не расстраивайтесь. Это бывает. Иногда лучше один раз увидеть (или хотя бы представить), чем сто раз услышать. Поэтому позвольте мне поделиться одним примером, который помог мне понять, с какой стороны следует подходить к этой новой жизни.
Притча о двух бабочках
Вспомните прекрасную иллюстрацию, данную нам природой, — как гусеница превращается в бабочку. Святое преображение подобно этому. В нем есть напряжение и борьба, но в то же время — красота и чудо. У нас с вами есть свои обязанности в деле достижения святости. Только Бог может изменить нашу жизнь, но наша обязанность — сотрудничать с Его благодатью, чтобы изменения наступили. Как же это происходит?
Я придумал небольшую историю, которая, надеюсь, поможет вам понять, как и для чего нужно жить святой жизнью. Я назвал эту историю «Сказка о двух бабочках».
В некотором царстве, некотором государстве живут-поживают две маленькие бабочки — он и она. Его зовут Веня, а ее — Валя. Сейчас они сидят на ветке, раскинув крылышки. Перепонки на крылышках еще влажные, и легкий ветерок просушивает их. Они еще никогда не летали, но через минутку собираются попробовать.
Валя восклицает: «Как замечательно! Ты чувствуешь, как греет солнышко? Как я рада! Как хорошо, наконец, вырваться из этого кокона! Жду не дождусь нашего нового приключения. Посмотри туда, вниз! Там кустарник и цветы — думаю, мы сможем их понюхать!»
Веня поворачивается к ней и говорит: «Да, без кокона хорошо. Но, знаешь, там я, по крайней мере, все знал. Да, там было темно и холодно, но все-таки как-то безопасно. И вообще, у меня голова кружится, когда я смотрю вниз. До цветов, между прочим, очень далеко. Откуда ты знаешь, что эти крылья исправные?»
Валя отвечает: «Да ты просто посмотри на меня!» Она спрыгивает с ветки — и, к нашему восхищению, ее крылышки работают точно так, как задумано Богом. Она пикирует вниз, ловит ветерок, который «подвозит» ее к цветам, дегустирует их запах, потом разворачивается, снова набирает высоту, ловит попутный ветер — фью! И вот она уже рядом с Веней. Переводя дыхание, она говорит: «Веня, это так прекрасно! Все прекрасно! У меня нет слов, чтобы это передать. Представляешь, — оказывается, солнечные лучи просвечиваются через твои крылья. Ты замечательный! Ты такой красивый! Жаль, что ты себя не видишь. Там внизу — целый мир. У нас новая жизнь! Мы больше не гусеницы. Мы — бабочки! Мы — новые создания. О, сколько всего интересного нас ждет!»
Но Веня грустно качает головой и говорит: «Знаешь, Валя, я боюсь высоты и пилот из меня никудышный. И потом, эти крылья такие большие и так торчат! Что подумают мои приятели-гусеницы, если я начну тут наматывать круги? Наши отношения испортятся…»
Валя слушает, улыбается и отвечает: «Но, в конце концов, Веня, ты ведь уже не гусеница. Ты — бабочка».
Веня говорит: «Что ж, ты права. Но пусть это останется между нами». Он складывает свои крылышки как можно плотнее и пытается заползти в свой старый кокон. К этому времени там уже поселилось несколько червячков, так что жилплощадь уменьшилась.
Валя делает последнюю попытку: «Веня, ты не должен жить в коконе. Ты создан, чтобы летать! Давай, идем со мной!»
Но Веня непреклонен: «Да, я все понимаю. Конечно, в коконе темно и полно червяков — но это мой дом». И он лежит там, скрючившись, уже не умещаясь полностью в своем зловонном гниющем коконе.
А Валя идет на взлет и устремляется к совершенно новому образу жизни. С каждым полетом ее крылья крепнут. Ее жизнь — захватывающее приключение.
Мораль этой истории
Эта незатейливая сказка хорошо отражает внутреннюю борьбу, которая происходит в каждом из нас, когда мы приходим ко Христу. Она также предоставляет мне возможность задать вам важный вопрос: на какую из этих бабочек больше похожи вы? С тех пор как вы уверовали в Христа, ваша жизнь больше похожа на жизнь Вени или Вали? Если честно, какая из этих бабочек скорее олицетворяет вашу жизнь в настоящий момент? Готовы ли вы делать шаги веры? Является ли ваша жизнь захватывающим приключением? Знаете ли вы на самом деле, что значит жить по-христиански? Или же вы пытаетесь вычислить, как быть христианином и, в то же время, сохранить за собой свой старый «кокон»? Вот аксиома, отраженная в этой истории: чтобы начать новую жизнь, необходимо отказаться от старого образа жизни. Это ключ к пониманию, что такое рост и святость. Чтобы начать новую жизнь, необходимо отказаться от старого образа жизни.
В Писании сказано: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17). Вы больше не гусеница, вы — бабочка. Если вы христианин и хотите ощутить красоту и силу своей новой жизни, читайте дальше. Если вы искренне желаете походить на Валю, но знаете, что сейчас скорее похожи на Веню, не отчаивайтесь. На следующих страницах вы найдете не только необходимую информацию, но и практические советы, как стать таким, каким Бог предназначил вам быть. У Бога есть четкий план, как вам в полной мере ощутить ту новую жизнь, которой вы уже обладаете. Но прежде чем я разъясню этот план, должен предупредить вас о двух распространенных заблуждениях, которых следует избегать.
Два распространенных духовных заблуждения
Во все времена христиане боролись с двумя основными ошибками относительно святой жизни. Стоит только отклониться от пути к духовному преображению — и нас ожидает капкан слева и капкан справа. Попавшись в один из капканов, вы не сможете стать святым и целостным человеком. Бог хочет, чтобы ваше новое «я» отражало Его характер и отвергло все разрушительные привычки прежней жизни «в коконе». Когда нашей жизнью управлял грех, мы причиняли боль себе и другим. Более того, наши разрушительные привычки передавались и нашим детям. Некоторые из нас пришли ко Христу с долгим опытом нездоровых отношений или постыдных зависимостей. Даже становясь верующими, мы не всегда отрезаем те связи с прошлым, которые могут нести смерть и разрушение нам и другим людям. Эти невидимые нити так и будут связывать нас с прошлым, пока мы не признаем и не искореним одну из тех двух ошибок, которые веками угнетали христиан.
Первое заблуждение — морализаторство
Пытаясь разобраться, что такое святость, церковь порой допускала первую ошибку: превращала христианскую жизнь в то, что я называю морализаторством. Это движение часто начинается с группы прихожан, которые руководствуются благими намерениями и придают большое значение святости. Они полагают, что моральная чистота — это первостепенная духовная задача. Так оно и есть — они правы! Но затем они оглядываются вокруг и видят множество людей, которые называют себя христианами, но не живут по-христиански. В своем желании (часто искреннем!) заставить верующих жить «как подобает», они извращают библейское учение о благодати. Беспокоясь, как бы люди не злоупотребляли Божьей благодатью, они учат (прямо или косвенно), что Бог любит только тех, кто соблюдает определенные правила. Кто соблюдает эти правила, тот чист и свят. Моралисты устанавливают свои стандарты, свой свод законов.
Предположим, вы — новообращенный христианин. Вы тут же слышите: «Теперь, когда ты верующий, ты должен делать то-то и то-то. А вот этого делать нельзя. Возможно, ты об этом не знал, но раз уж ты верующий, будь добр, подчиняйся!» Разные люди устанавливают разные правила. Но почти всегда они сводятся к чему-то внешнему, что легко измерить и проконтролировать — например, как одеваться, как часто читать Библию, ходить в церковь или молиться. Иногда они даже диктуют, что вам можно есть и пить, а что нельзя.
Это приводит к плачевным результатам. Те, кто приходит ко Христу и начинает переживать чудеса Его благодати, попадают в новый мир, о существовании которого они и не подозревали. И на их плечи незамедлительно возлагается масса правил о том, что, когда и как следует делать. Люди, которых им представляют в качестве духовных лидеров, диктуют им свои стандарты христианской жизни и принимают меры для принудительного насаждения этих стандартов. Благонамеренные и наивные молодые христиане усиленно стараются соблюдать все новые правила, думая, что этим выражается их любовь к Богу. Однако очень скоро они разочаровываются, чувствуют себя виноватыми и понимают, что никогда не смогут соответствовать всем требованиям. Я знаю об этом из собственного опыта. Спустя какое-то время многие люди либо вообще оставляют христианскую веру в молчаливом отчаянии, либо просто делают вид, будто соблюдают правила. И то и другое духовно пагубно. И то и другое является следствием морализаторства — первого заблуждения.
Среди моралистов встречаются люди с выдающейся силой воли, которые, в конце концов, превращаются в современный аналог библейских фарисеев. Такие люди соблюдают правила лучше других и окутаны туманом самоправедности. Мало кто захочет находиться рядом с ними. Их носы задраны кверху. Они усердно читают Библию и любят напоминать нам о своей верности Богу. Они пространно молятся и создают впечатление, будто их никогда не посещали недостойные мысли. Они никогда не смотрели фильмов сомнительного содержания, никогда не произносили неприличных слов и, уж конечно, никогда не боролись с похотью или алчностью. По крайней мере, они заставляют нас в это верить.
Но вот что происходит на самом деле. В глубине души эти люди испытывают огромные духовные проблемы. Хотя они кажутся чистыми, как первый снег, их чистота поверхностна. Морализаторство, которое они проповедуют и которое поглощает многих людей, в конце концов, поглощает их самих.
Мне больно смотреть, как и молодые, и уже опытные христиане таким образом извращают Писание и пытаются жить «святой жизнью». Вначале они понимают, что их новая жизнь во Христе дана им благодатью по вере. Но вскоре все сводится к безрадостному и тяжкому труду. Они передвигаются по «узкому пути» на цыпочках, боясь совершить ошибку. Ошибки непозволительны. Приключения неуместны. В какой-то момент их кругозор настолько сужается, что там уже не умещается Христос. Красота и восторг сыновних отношений с Богом сменяются механическим исполнением рабских обязанностей. Из отношений со Христом, построенных на благодати, христианская жизнь превращается в тяжкие и бесконечные усилия, направленные на соблюдение правил.
А как насчет вас? Кем вы ощущаете себя — сыном или дочерью, горячо любимыми Богом, или рабом, приговоренным к пожизненному соблюдению правил и ограничений?
Второе заблуждение — попустительство
Есть также люди, которые отталкиваются от тех наблюдений, которые мы только что сделали, но приходят к совершенно неверным выводам. Они слышат всякие правила и восклицают: «Разве это христианская жизнь? Христианская жизнь — это взаимоотношения, а не правила. Это благодать, это Бог, это свобода!» Такие люди занимаются попустительством. Они выступают против всяких законов.
Уже в ранней церкви были люди, которые попались в западню попустительства, хотя начинали свой путь с правильных убеждений. Они провозгласили: «Мы спасены благодатью по вере!» — и были абсолютно правы. Но на этом они не остановились: «Следовательно, мы свободны от закона. Нам не нужны никакие стандарты, никакие ограничения. Все замечательно!» Они даже цитировали апостола Павла: «Где много греха, там еще больше благодати» (см. Римлянам 5:20). «Значит, это следует из Писания, — говорили они. — Чем больше мы грешим, тем больше благодати изливает на нас Бог».
Это также было извращением Божьей благодати, но на этот раз в противоположную сторону. Эти люди рассудили так: «Мы знаем, что попадем на небеса, потому что это Божий дар, не за наши дела. Мы знаем, что Бог любит нас совершенно независимо от наших поступков. Поэтому мы не будем сопротивляться своим греховным страстям и дадим воссиять Его благодати!» Они не только грешили, но и выставляли свои грехи напоказ. Их логика была проста: «Никаких моральных стандартов не существует, ведь мы свободны!» К сожалению, то, что они называли свободой, на самом деле было всего лишь возвращением в плен прежних желаний и грехов.
Апостол Павел писал таким людям в Галатии: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Галатам 5:13). Да, мы свободны от ветхозаветного закона, но подчиняемся высшему закону — закону любви. Как это относится к вам? Не вернулись ли вы к вашим прежним желаниям и поступкам, прикрываясь «свободой во Христе» и «благодатью»? В какой степени вы оправдываете себя этими соображениями и отвергаете всякие стандарты относительно ваших мыслей и поступков?
Как же быть?
Эти два заблуждения порождают важный вопрос. В первом случае люди пытаются соблюдать все правила. Если это им удается, они становятся самоправедными, а если нет — чувствуют вину и обреченность. Во втором случае люди попросту игнорируют все правила — но в результате никак не отражают характер Бога и библейские стандарты. Но как же тогда стать святыми? Каков Божий путь к святому преображению? В чем оно состоит?
Во-первых, стремиться к святому преображению нужно не для того, чтобы получить «призовые очки» от Бога. Он уже любит вас так сильно, как только возможно. Его любовь вечна, безгранична и абсолютно не связана с вашими поступками. Если вы уверовали во Христа по-настоящему, значит, Бог спас вас, очистил и простил по Своей благодати. И вот чем вы должны руководствоваться: высоконравственная жизнь — это естественный «побочный продукт» и отражение искренних, любящих отношений с Богом. Он любит вас безусловной любовью и через вас открывает Свой характер другим людям. Это производит мир и радость внутри вас, а также гармонию и близость в ваших взаимоотношениях с другими. Бог позволяет вам уже в земной жизни ощутить привкус небес. Это соответствует вашей сущности, ведь теперь вы новое творение. И это соответствует сущности Христа.
Вы понимаете? Если вы думаете: «Бог любит меня, когда я хорошо себя веду, и злится на меня, когда я веду себя плохо», вы будете постоянно стараться загладить свою вину. В результате ваша жизнь станет пустой. Большую часть времени вы будете чувствовать себя либо виноватым, либо праведным в собственных глазах. И знаете, что вы упустите из виду? Отношения с Богом! Вы перестанете замечать Его Самого. Вы не ощутите чуда, красоты и радости от того, что Христос — упование славы — живет в вас!
Чип Ингрэм, Чудесная измененная жизнь, Переводчик: Надежда Бражник, Издательство: Путешествие по Библии, 208 стр. г.Киев, 2005г.