Малыш кричит, о чем-то просит, а родители на удивление спокойны. Они не торопятся прервать свои занятия. Мама стоит на кухне у кипящей кастрюли, папа смотрит футбол или докуривает на балконе сигарету. Минут через 20 кто-то из родителей, наконец, подходит к выбившемуся из сил, заснувшему младенцу. Родители остались вполне довольны, что не пошли на поводу «капризов» своего ребенка… Знакомая картина, не так ли?
А вот другая. Малыш, едва научившись стоять в кроватке, отчаянно тянется к папе и маме. Он плачет, просится на руки, но они, проявляя выдержку и помня о том, что приучать ребенка к рукам «очень вредно», не спешат откликнуться на крик.
Хорошие мои, скажу вам о том, что не должно быть тайной ни для кого. Не подойти к плачущему ребенку это все равно, что бросить в реку не умеющего плавать или закрыть взрослого человека в одиночную темную камеру. Во всех трех случаях человек переживает тяжелый стресс, психологический срыв. Никто не может дать точный ответ, как человек это переживает и чем это позже для него обернется. Многие взрослые почему-то считают, что реветь для ребенка – это что-то обычное: покапризничает, мол, и перестанет. Но чаще малыш плачет не от того, что капризничает. Просто по-другому он не может выразить свою душевную боль, отчаяние, незащищенность. А мама с папой в этот момент еще и добавят ему как следует: ты, мол, чего кричишь? В угол захотел? Или по заднице давно не получал?
Поймите, то, что для нас – мелочь, для малыша может быть большой трагедией. У него свой мир, свои понятия о жизни, свои чувства. Об этом надо знать, с этим надо считаться.
Очень часто отнять у ребенка игрушку или выключить со строгим приказом мультик это все равно, что сжечь ваш дом, угнать вашу машину. Вот такой стресс переживает малыш в простейших, как думают взрослые, ситуациях. Вы хотите, чтобы ваш дом сжигали раз по десять в день?
Неправда, что детей нельзя приучать к рукам! Это придумано эгоистами и ленивыми родителями. На руках дети развиваются лучше. Так они чувствуют себя неуязвимыми в этом таинственном и опасном мире, они уверены, что мама рядом и потому меньше боятся. «Борьба с капризами» заканчивается всегда одинаково: малыш плачет чаще, исследует мир меньше, беспокоится больше, а если мама ему еще и в ласке отказывает, то постепенно начнет сторониться и ее.
Ученые заметили, что малыши, разлученные на какое-то время с матерью, переживают это одинаково. Сначала ребенок горько плачет, надрывно зовет исчезнувшую маму. Сопротивляется любым попыткам его утешить или заменить мать кем-то другим. Потом наступает отчаяние и полная пассивность. Затем отчуждение, равнодушие. Если мама вернется в этот момент – ребенок станет ее избегать.
Не бойтесь взять малыша лишний раз на руки, прижать к себе, поцеловать. Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Если ребенок видит враждебность, он учится драться. Если над ребенком насмехаются, он становится замкнутым и робким. Если ребенка постоянно стыдят, он привыкает чувствовать себя виноватым. Если ребенка поддерживают, он растет спокойным, уверенным. Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
Из детей, которых не любят, вырастают взрослые, которые не могут любить. Такие взрослые живут теориями о том, что можно и что ребенку нельзя. А в отношениях с детьми нужны не теории. Замените их любовью, терпением и снисходительностью.
Ольга Михайлова
газета «Разговор» №28 (124. 2008)