Большие споры в христианском мире существуют по поводу приношений и десятины. Есть толки, что в Новом Завете Иисус ничего об этом не говорил, значит это уже и не актуально. За основу нашей беседы мы возьмем, прежде всего, слова Иисуса: «Не нарушить Я пришел закон и пророков, но исполнить».
Итак, Иисус не пришел нарушить!!! Значит то, о чем Он не говорил в Новом Завете, нужно понимать правильно, это само собой разумеющееся, и остается так, как описано в законе.
Иисус был еврей. А евреи живут определенными постановлениями и правилами. Иисус носил чисто еврейскую одежду. В месте Писания о женщине, страдающей кровотечением, в русском переводе написано, что она «прикоснулась к краю Его одежды», а в оригинальном тексте написано: «прикоснулась к Его цицит». Цицит – это кисти на краю одежды, которые повелел Моисей носить всем евреям, кисти с вплетенной синей нитью, напоминали ежедневно евреям о заповедях, которые они должны соблюдать. До сегодняшнего дня это постановление Моисея выполняется еврейским народом. Так вот, из оригинала видно, что Иисус не ходил в брюках или юбке (мужской или женской одежде по современным меркам), из-за которых также есть много споров в среде христиан, Он носил чисто мужскую еврейскую одежду с кистями на краю.
То же самое и с даянием. Любой еврей по сей день знает, что такое десятина и что такое цдака – «справедливость» (причем это однокоренное слово с праведностью). И уклоняться от этого им и не приходит в голову, если, конечно, еврей не отступил от Бога вообще.
Почему? Потому что в этом заложены принципы процветания для человека. И они это знают. Из поколения в поколение евреи на собственном опыте видели, как это работает.
Иисус же только говорил, поясняя своим ученикам: «Кто скупо сеет (цдаку), тот скупо и пожнет», «доброохотно дающего любит Бог», «давайте кесареву кесарево, а Богу Божье». Обратите внимание, Он нигде не заявлял: «Все ребята, расслабьтесь! С Моим приходом вы не обязаны давать ни кесарю, ни Богу». Это было бы глупо, ведь Иисус пришел исполнить закон.
Что касается десятины, то она принадлежала Богу. Ежегодно евреи несли всю десятину в Храм. На эти десятины содержался Храм, священники, левиты и их семьи, которые не имели по повелению Бога полей, уделов, бизнеса. У них было свое призвание — молиться за весь остальной народ, приносить жертвы за них (а жертвы приносились постоянно: утром, в обед и вечером), поддерживать огонь в светильнике и т. д. Так сказать, взаимовыгодный обмен услугами. В противном случае каждая семья должна была бы это делать самостоятельно в течение дня, и некому бы было возделывать землю. Потому два колена были отделены для священнодействий при Храме, а десять колен возделывали земли, и десятую часть отделяли на эти священнодействия. На эти деньги также давалось религиозное образование при Храме, что очень важно было для евреев. Потому что это постановление «внушай детям своим» входит в одну из главнейших молитв «Шма Израэль». Если бы они этого не делали, то уже через два поколения от евреев ничего не осталось бы, они бы растворились и перемешались с другими языческими культурами. Евреи свято хранили все, что сказал Бог через Моисея у горы Синай. Как мы видим, в Храме было ежедневно очень много труда, очень много деятельности. Переписывались вручную свитки Торы, учились наизусть главы (кстати, это и оказало после разрушения Храма нам, язычникам, великую услугу, так как все свитки Торы были сожжены, и священники восстановили ее, помня каждую букву наизусть, благодаря чему мы сегодня и держим Писание в руках).
«А вот ныне нет Храма!» – скажут нежелающие давать десятину. Да, ныне нет того Храма, но есть другие, в которых молятся, изучают Слово, учат детей правильным принципам жизни, и чтобы это работало – нужны средства, причем немалые. Мы все любим красивое прославление, а задумывались ли вы, что для качественного звука нужна качественная аппаратура, инструменты, время, в конце концов. А чтобы работали еще и кондиционеры и были удобные сиденья, освещение, отопление, приятный глазу интерьер (в первом Храме вообще все блистало золотом), на это тоже нужны средства, средства, средства. Также проповеднику, чтобы подготовить Слово, нужно уединение, время, чтобы вникнуть в Писание, и это время тоже кто-то должен оплачивать, ведь есть семья и все обычные земные нужды. Список очень большой, что нужно оплачивать, чтобы Царство Божье распространялось. Поэтому у понимающих Писание и желающих участвовать в деле Божьем, чтобы существовали места, куда можно прийти и поклониться Богу, послушать Слово, поддержать служение в наше время, не возникает споров о том, что десятина должна быть отдана Богу.
Но есть еще «цдака». Что это? Как уже говорилось выше, это «справедливость», попросту говоря, милостыня. Где-то в подсознании милостыня всплывает как грошик, поданный нищему. Но это далеко не так в еврейской традиции. Вот что говорят учителя Торы: «Давая цдаку, мы творим справедливость». Получается, если у меня сегодня есть что покушать, что одеть, есть деньги, то я должен делиться с тем, кто этим обделен. Таким образом мы прославляем Творца как милостивого Бога, Который дает людям, даже когда из-за своего непослушания Слову они попали в неприятности. У каждой цдаки есть свое воздаяние. Учитывается, сколько, кому и как была дана цдака. Считается, что есть восемь уровней цдаки и, соответственно, восемь уровней воздаяния. От высшего к низшему.
1. Итак, наивысшим уровнем считается та цдака, и самое большое воздаяние человек получает от Всевышнего, когда он помогает ближнему зарабатывать. Это может быть займ (беспроцентный!) или дар денег на открытие собственного бизнеса, дела или устройства человека на работу. То есть когда ваше даяние помогает человеку выйти из состояния нужды и стать в положение, когда и он будет способен давать и больше не будет чувствовать себя униженно на фоне других людей. Сюда же входит оплата образования для бедного юноши или девушки, которое впоследствии будет приносить ему хлеб и даст положение в обществе.
2. Второй уровень — это когда человек дает и не знает, кому дает, а берущий не знает, от кого пришел дар. Таким образом, дающий избегает гордости за себя и похвалы человеческой, что был способен дать, а берущий не будет чувствовать себя униженным своей нуждой, что он обязан кому-то, а от сердца будет благодарить Творца, одевшего и накормившего его. И все, что в тайне, Бог воздаст явно! К этому разряду относятся пожертвования в благотворительный фонд, приношения в церкви (с которых потом кормят малоимущих, поддерживают вдов, сирот, посещают больных), даяния на благотворительные акции. Давать нужно, если вы уверены, что во главе стоят мудрые распорядители средств.
3. Третий уровень — когда тот, кто дает, знает, кому дает, но нуждающийся не знает, от кого. Так в древности многие люди тайком подкладывали деньги или продукты бедным на порог. В этом случае вся хвала со стороны бедняка была Творцу!
4. Четвертый уровень — когда бедный знает, от кого получил, а подавший не знает, кому дал. Многие мудрецы брали мешок с монетами и шли через бедный район, выкидывали его за спину и больше не оглядывались, а бедняки, зная этот обычай, подбирали это даяния, видя со спины своего благодетеля. Этим самым дающий не ставит берущего в неловкое положение, так как не видит, кто подобрал, их взгляды не пересекаются. Но все же в данном случае бедный уже знает, что обязан определенному человеку. И будет благодарить и хвалить и человека, и Творца!
5. Еще меньшая заслуга тому, кто дает, когда человек уже был вынужден попросить (так сказать, унизится перед имеющим деньги). Обратите внимание, тут не идет речь о потакании бесчинству. Цдака – это справедливость. Вы должны восполнить нужды (питание, одежда, кров, затруднительное положение с финансами или какое-то горе), но вы не обязаны давать, если брат пришел и просит у вас не на нужду, а на вещь, без которой его жизни ничего не угрожает. Все должно быть справедливо! Дал Бог возможность – восполни нужду другого!
6. Еще меньшее воздаяние, если дающий не дал бедному столько, сколько тот просил, хотя имел возможность.
7. Еще меньшее воздаяние получит тот, кто дал с огорчением, что ему пришлось исполнить эту заповедь и дать просящему.
8. И последний, самый низкий уровень воздаяния человеку, который хвастается своими подаяниями. Если человек рассказывает всем, что дал цдаку, куда и сколько, значит его сердце глупо. Он ведет себя так, как будто то, что он имеет, пришло благодаря его личным качествам, и он в большей милости у Творца. Хотя возможность давать и иметь способность помочь другому дает Бог! Бедный может быть бедным временно, и в любой момент Творец может его помиловать и дать ему случай и успех. А глупец забывает, что и он в любой момент может оказаться на месте бедного. Бог не лицеприятен! Если же глупец еще и огласил, кому дал (с каким бы лицемерным лицом он это ни делал, строя из себя праведника), в этом случае он намеренно подчеркивает при людях, что он самодостаточен, а вот брат имеет несостоятельность, то в этом случае он не получит ничего, а напротив осуждение за унижение другого и превозношение себя. Похвала людей – вот награда, определенная Всевышним, за такое подаяние!
Мудрецы учат: перед каждой молитвой давай цдаку (справедливость), ибо написано: «В справедливости увижу лик Твой!»
Учителя Торы считают, что если человек отделяет меньше чем 10% своего дохода на сказанное Богом, то это признак «дурного глаза», то есть проказы жадности на его роду.
Итак, если брать давние традиции Храма, то каждый человек должен был давать по мере того, что дал ему Бог:
1. Семь граммов серебра в год (на сегодня это маленькая сумма) — минимальная норма для самых жадных и, как следствие, самых бедных людей.
2. Люди со средним достатком давали 10%.
3. Праведными считались те, кто дает 10% и цдаку. Все это не должно было быть выше 20%, чтобы семья не испытывала нужды.
4. Для богатых же положено было давать 20% и более. Это было гарантом, что богатство не оскверняет его душу.
Десятину нужно отделять сразу же, как деньги пришли в руки, именно с тех денег, что пришли. «Не привыкай отчислять десятину на глаз»! – есть пословица. Так как это считается небрежностью. А небрежность — грех достаточно серьезный, особенно в делах Господних!
Любой мужчина, достигший совершеннолетия, обязан был начать давать цдаку, чтобы впоследствии его семья не испытывала нужду!